Казанский Никольский храм

   

Храм в честь Казанской иконы Божьей матери


      Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь ее Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная.

       Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большой колокольней. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трёхметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом. Декор строгий и выразительный. По своему облику храм напоминал самые древние храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несёт на себе печать русской архитектуры 19 века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии. 

 

      Несколько слов о строительстве церкви

      В 1890 г. прихожане Никольского Сретенского собора обратились к властям с прошением о строительстве новой церкви. В апреле того же года было получено разрешение Великоустюжского Духовного Правления, подкрепленное планом будущего здания и проектом строительства, предоставленным Вологодским Губернским Строительным отделением. Со времени обращения прихожан до начала стройки прошло полгода, и вот, наконец, настал долгожданный момент: «...30-го июня текущего (1891) года, – сообщал об этом событии священник Александр Замараев, – Господь благословил с подобающею торжественностию и по чиноположению Святой Церкви положить основание сему Святому Храму, на радость граду нашему и утешение всему Соборному приходу».

           Уже через три месяца состоялась закладка престолов. Председатель попечительства, городской голова Е. Рыжов издал по этому случаю специальное распоряжение: «Никольское Церковно-Приходское попечительство покорнейше просит всех торговцев города Никольска по случаю имеющего быть 29 числа сего сентября, в воскресенье, Священного торжества с крестным ходом к вновь строящейся в г. Никольске церкви для закладки престолов. Во время Божественной Литургии и крестного хода, впредь до возвращения последнего в Собор, закрыть все торговые, промышленные заведения...».
      Очень важно отметить, что все работы по строительству нового храма производились исключительно за счет добровольных пожертвований, сбор которых проходил с 1889 г. и занял 15 лет. Началу сбора средств положило прошение от 22 апреля 1889 г. городского церковного старосты Семена Сергеевича Лешукова и сельского старосты Родюкинского прихода Андрея Матвеевича Тропина. В прошении, поданном на имя епископа Великоустюжского Иоанникия, старосты от имени своих прихожан указывали и саму организацию сбора средств, которая включала: 1) кружечный сбор в церкви и на рынке; 2) сбор по подписке с обязательной фиксацией в специальной ведомости; 3) рассылка частных писем купцам; 4) сбор с прихожан согласно приговору последних.
      Организация работ и контроль за их выполнением находились в ведении церковно-приходского попечительства. В попечительство избирались от прихожан самые уважаемые люди, известные своей порядочностью, деловитостью, инициативой и умом, а главное – радением о церкви. Основу попечительского совета составили купцы: Поповы, Панов, Спирин, Ильины, Сорокины, Рыжковы, Шереметьев, Сумароков, Лешуковы, Пьянковы, Барболины, Слепухин, Шемякин; среди попечителей много было и крестьян. Возглавлял попечительство сам городской голова, известный Никольский купец Евгений Яковлевич Рыжков. Все «господа попечители» (так было принято именовать их вне зависимости от сословий) регулярно осматривали ход и результаты каждого вида работ, собирались для принятия важных решений по текущим делам. В компетенцию председателя входила рассылка письменных уведомлений о времени и месте встреч и обсуждений.
      Ходом строительных работ непосредственно руководил младший архитектор Вологодского Губернского Правления Петр Александрович Федоров. Он следил лично за качеством материала и работ, за точным соблюдением технологии. В частности, за тем, чтобы воду для строительного раствора брали только проточную, из реки. Перед началом строительства П. А. Федоров в присутствии попечителей взял пробы грунта, для того чтобы убедиться в правильности (с точки зрения безопасности) выбора места. Качество постройки, которая и до сих пор находится в прекрасном состоянии, говорит о том, что Петр Александрович отлично знал свое дело.
      Каждый рабочий день на строительстве храма предварялся молитвой, а начало каждого нового вида работ – молебном.
      24 августа 1891 г. был завершен первый важный этап работ: выборные от прихожан и попечителей осмотрели готовый фундамент и цоколь и остались довольны.
      К 1893 г. возникла финансовая проблема: израсходовались средства на постройку, и прихожанам пришлось обратиться к епископу Вологодскому и Тотемскому Израилю с просьбой дать благословение на сбор средств для продолжения строительства храма на территории всей европейской части России. Кроме того, настоятель Сретенского Собора протоиерей Александр Замараев вновь обратился к своим землякам с воззванием, строки которого без волнения читать было невозможно:
      «При помощи Божией, по минувшее лето сего 1893 г. здание церкви возведено почти по окна, средства ж денежные истощились, жертвы прихожан, в последствие недостаточных в последние годы урожаев хлеба становятся ныне настолько малозначащие, что оными едва-едва можно будет оправдать уплату за подготовленный кирпич. Оставлять же Святое дело на неопределенное, более продолжительное время при настоящем положении построенного здания и небезопасно для самого здания и крайне грустно для христианского чувства. Посему в нашем благом и Святом предприятии одна теперь надежда на милостивых благотворителей вне нашего соборного прихода, благочестивых христиан – жителей Никольского уезда, к которым, с разрешения местных Властей, и обращаемся с мольбой. Помогите, возлюбленные во Христе братие, нам при построении Храма Божия! За всякую жертву вашу великую и малую, которую мы примем с величайшей благодарностию, и Милосердный Господь не оставит вас Своею милостию по молитвам Пречистой Своей Матери и преподобного отца нашего Сергия, как в сей жизни пошлет Святое Свое благословение на Вас, на Ваши семейства и на ваши честные труды и предприятия, и силою Честного и Животворящего Креста Господь избавит вас от всех бед и скорбей, так и в будущей жизни помянет Вас за Вашу милость в Царствии Своем».
      Сохранившиеся материалы позволяют установить имена жертвователей на строительство Казанского собора. Каждый прихожанин жертвовал по своему состоянию, поскольку, как известно, в России денег на храм никогда не жалели. Подавали кто копейки, кто по рублю и по десять копеек, купец Спирин – пятьдесят рублей, давали и больше. В XIX столетии копейка ценилась дорого: одна корова, например, стоила шесть рублей. Имена многих жертвователей сохранились в ведомостях: крестьяне, Никольские мещане, купечество – все вложили часть своего труда в постройку Казанского храма. Таким образом, само здание – не только храм, не только произведение искусства, но и памятник тысячам земляков – и нынешнему поколению никольчан подобает с благодарностью хранить эту светлую память, любуясь белоснежным храмом на берегу Юга.
      Сколько стоило строительство? Только в 1892 г. на постройку Казанского церкви было истрачено 1.174 рубля 54 копейки. Для сравнения заметим, что в том же году весь капитал Сретенского собора составлял 5.142 рубля 46 копеек и имущества на 150 рублей. Строили храм на совесть.
      Православная Церковь на каждом Богослужении вот уже две тысячи лет неизменно воссылает свои молитвы о жертвователях, строителях и украсителях святых храмов. Кто же они, создатели Казанской церкви в Никольске? История сохранила их имена: «1890 г., сентября 14 дня крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда, Урковской волости, деревни Чернин Иван Емельянов Строев заключил договор с Никольским Церковно-Приходским попечительством; 1) я, Строев, взял от попечительства наряд сложить в городе Никольске каменную трехпредельную церковь; 2) церковь сложена должна быть мною, Строевым, по предъявленным мне плану, фасаду и пояснительной записке, прочно и чисто, в три приема». Стороны условились на том, что Строев будет получать за работу четыре рубля с каждой тысячи кирпичей, не считая оконных переплетов, казенную квартиру и муку. «Условие сие с обеих сторон хранить свято и нерушимо», – заключал подписанный сторонами документ.
      Иван Емельянович Строев работал со своей артелью: в ней были каменщики костромичи Никита Панурин, Филипп Зайцев; выделкой кирпича занимались Евгений Коточигов, Протасий Сапожников и Алексей Шибиков. При заключении договора на строительные работы Иван Строев должен был предъявить ручательство от крестьянской общины своей родной деревни. Земляки ручались за то, что они знают Строева, что он мастер своего дела и что работает он на совесть.
      Кирпич для стройки выделывали из местных глин очень хорошего качества, можно сказать, брали прямо из-под ног: в трехстах метрах от храма, в старинном квартале Мещанах. До сих пор там сохранилась большая впадина от глинистого карьера.
      Итак, можно без преувеличения сказать, что Казанский храм создавался из той самой земли, на которой живут и от которой кормятся поколения Никольских крестьян и городских жителей.
      Замечательный знаток русской культуры Михаил Петрович Кудрявцев по этому поводу замечал: «Не случайно древнерусские храмы, подобно деревьям, стоят на бровках холмов, укрепляя оползневые склоны. Это физическое подобие дереву имеет и духовный смысл. Древнерусский храм, видимо, наиболее полно воплощает в себе идею, обозначенную двумя главными христианскими святынями – Животворящим Древом Креста Господня и высеченной в камне пещерой Гроба Господня. К этому можно только добавить, что кирпич, основу которого составляет глина – «зод», – не только родоначальник самого понятия «зодчества», но и символ той «персти земной» (праха), из которой создан человек».

      Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большой колокольней. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трехметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом, крыша крыта по закомарам, что подчеркивает красоту самой конструкции в сочетании вертикали и полукружия арки. Декор строгий и выразительный. С северной и южной сторон – два высоких каменных крыльца с двускатной крышей. По своему облику храм напоминал самые древние русские храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несет на себе печать русской архитектуры XIX века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии.
      Постепенно строительство близилось к завершению. Известь на стройку возили из Аргуновской волости, из деревни Слуда крестьяне Андрей и Макар Перфильевичи Шиловы. Само название этой деревни – Слуда – вызывает в памяти вид извести из этих мест, как бы искрящейся от множества кристалликов слюды. Штукатурка в храме белоснежная и по сей день, в отличие от современной, которая содержит цемент.
      Каменный пол в церкви настилал выходец из Вятки Александр Кузьмич Шемякин. Крышу покрасил великоустюгский мещанин Илья Алексеевич Буравкин. Деревянный иконостас изготовил резных дел мастер Михаил Николаевич Дмитриев. Он выполнил резьбу, левкас и позолоту рамы стоимостью 1.700 рублей. Одежду престола (чеканка по металлу) выполнил крестьянин Кологривского уезда Дмитрий Воронцов.
      В 1898 г. духовные власти объявили особый сбор: «Радетели благочестия Храма Божия приглашаются к пожертвованию на позолоту шара под крест колокольни вновь строящейся церкви в городе Никольске». Отдельно собирали средства на позолоту крестов.
      В начале XX века, уже в бытность нового настоятеля Сретенского собора, к которому была приписана Казанская церковь, – священника Иоанна Гвоздева, стали собирать средства на написание икон. Иконостас заказали в Москве в 1904 г. иконописной артели под началом Ивана Максимовича Челяпова, крестьянина Пронского уезда села Дурнаго. Он написал дколо трех десятков икон местного ряда «лучшего художественного письма с золотой чеканкой, эмалью по кайме», по цене 65 рублей за икону, и 27 икон праздничного ряда. Общая стоимость иконостаса (без деревянной резьбы) составляла 2.240 рублей. Он был полностью готов к марту 1906 г., когда богослужение в Казанской церкви уже совершалось. Начало богослужений в Казанском храме следует относить к 1905 г., но никаких документов об этом событии пока не найдено.
      Предание сохранило память о том, как на колокольню Казанской церкви поднимали большой колокол. Старожилы помнят рассказы своих отцов о том, как на канатах, вручную, через систему блоков десятки людей тянули огромный колокол вверх, отходя почти до здания аптеки. Еще несколько десятков человек оттягивали колокол, чтобы он не повредил стену. На колоколе сидел работник. Как только его подняли на нужную высоту и подвели к балке, он быстро закрепил колокол. Весь город сбежался смотреть на это событие. Огромный купол храма, венчаемый золотым шаром и крестом, высокая колокольня с острым шпилем далеко видны были из окрестных деревень, с Никольских полей и огородов.
      Благовест слышали новые прихожане новой церкви – жители деревень Родюкино, Криводеево, Кузнечихи, Кожаева, осиновские крестьяне на другом берегу Юга-реки.
      Вот так строили в Никольске храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Этому храму, который и по сей день зовут в городе «новой церковью», в XX веке суждено было занять особое место в истории Никольского края. И вот, после всех бурь и крушений этого столетия, на пороге третьего тысячелетия, из 54 церквей бывшего Никольскаго уезда Казанский храм в Никольске возрождается первым. В XX веке этому храму было суждено пережить бури и крушения другого порядка. Однако историю Казанской церкви в нынешнем столетии предстоит поведать читателю в следующих публикациях.
      Итак, Казанская церковь представляет собой большое каменное здание с трехчастной осевой симметричной планировкой и включает в себя паперть, храм и алтарь, с двумя боковыми приделами, примыкающими к храму с севера и юга, каждый с собственным алтарем. Между трехгранными апсидами храма и приделов устроены двухгранные вставки притворов.
      Выделяется кубический основной объем храма, на котором установлен возвышающийся над остальными объемами восьмигранный (со скошенными углами) полуярус, а на нем, на ступенчатом основании – шестнадцатигранный большой световой барабан, завершенный куполом с тонкой граненой шеей, на которой укреплено яблоко и крест на шатрике.
      К северной стене северного придела пристроено небольшое крыльцо бокового входа, над папертью ранее возвышался объем трехъярусной колокольни, с двумя нижними четвериковыми ярусами, восьмигранным ярусом звона и завершением в виде восьмигранного купола со шпилем и крестом. Утрата колокольни существенно изменила характер объемно-пространственной композиции церкви.
      Фасадный декор церкви выполнен в манере эклектики с явным влиянием русско-византийского стиля. В нижней части стен выделен ступенчатый цоколь, на стенах алтарной части цоколь особенно высок и снабжен большими продухами. По верху стен всех объемов проходит широкий венчающий карниз с мелкой и сложной профилировкой.
      Световой барабан храма не имеет венчающего карниза; каждая из шестнадцати граней барабана завершена лопастной закомарой, обведенной тройным валиком.
      Вертикальные членения фасадов выражены слабо. На углах объемов приделов и центральной апсиды помещены неширокие лопатки, в верхней части стен, под валиком фриза, соединенные поясом такой же ширины. Стены прочих объемов гладкие, только на углах паперти помещены широкие пилястры. Арочные оконные проемы заглублены относительно плоскости стен. По верху они украшены широкими архивольтами, причем по два окна на западных стенах приделов и по три – на боковых стенах паперти объединены архивольтами, смыкающимися в пятах; узкие межоконные простенки украшены штукатурными тягами.
      Северный боковой вход украшен плоским арочным порталом; в круглой, обведенной пояском нише над входом помещена иконка. На углах крыльца – трехчетвертные колонны тосканского ордера с коническими уширениями на капителях.
      Грани восьмерикового полуяруса над основным объемом храма украшены тройными арочками. На углах светового барабана – пилястры с расширяющимися кверху капителями.
      Декор западного фасада паперти утрачен, по старым фотографиям видно, что арочный вход на паперть был оформлен порталом с треугольным фронтоном над ним. При входе с запада ныне восстановлено открытое крыльцо. Такое же крыльцо сохранилось на южном фасаде южного придела. По-видимому, крытого крыльца, подобно имеющемуся на северном фасаде, здесь не было.
      В интерьере помещения паперти и приделов перекрыты высокими коробовыми сводами. Эти помещения связаны с храмом широкими арками. Восемь больших окон барабана позволяют отлично осветить храм. Широкая арка связывает храм с алтарем, межалтарные притворы имеют плоские потолки.

Источники информации:

  1. Никольская старина. Исторические и этнографические очерки. - Вологда, Древности севера, 2000  http://www.booksite.ru/fulltext/nikol/skaja/sta/rina/8.htm (скачать в архиве - http://www.booksite.ru/fulltext/nikol/skaja/sta/rina/text.rar)

 

 
к родословной