Стратегия воспитания до 2025 года

Фотография Осминина Андрея

19 февраля 2015 года в библиотеке им.Герцена прошел круглый стол по вопросу обсуждения ПРОЕКТА Стратегии развития воспитания детей в Российской Федерации до 2025 года.

Круглый стол прошел в рамках Общероссийского народного фронта и собрал всех представителей образования, общественных институтов, церкви, студентов и других интересующихся проблемами воспитания подрастающего поколения.

 

Открыла обсуждение директор библиотеки им.Герцена Гурьянова Надежда Павловна.

В рамках круглого стола выступили:

ЮНГБЛЮД Валерий Теодорович, ректор ФГБОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет"

ШАБАРДИН Владимир Валерьевич, уполномоченный по правам ребенка в Кировской области

БЕЛОРЫБКИНА Елена Анатольевна, руководитель исполнительного комитета Кировского регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание"

ЖУЙКОВА Вера Юрьевнаначальник отдела общего образования департамента образования администрации города Кирова

Отец Андрей ЛЕБЕДЕВ, руководитель Миссионерского отдела Вятской епархии

САЙФУЛЛИН Григорий Петрович, президент регионального благотворительного молодежного общественного фонда «Вятский фонд Александра Невского»

ШАТУНОВ Дмитрий Александрович, председатель Молодежного парламента Кировской области.

Пока говорили "теоретики" время вышло и до "практиков", т.е. до меня дело не дошло. Решили дать высказаться студентам.

Интересно, что все выступающие критиковали документ: кто-то аккуратно, кто-то жестко, но все же очень дипломатично. Я бы сказал более жестко: документ очень сырой непроработанный, не имеет четкой внутренней структуры, нормального и исчерпывающего глоссария. Нет последний конечно есть и даже занимает почти 4 страницы, но содержит спорные утверждения и не содержит главных слов. Нет многих важных определений или они очень расплывчаты. Например,

"Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале". Но что такое идеал? Читаем дальше: "Таким идеалом является свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации". Но самое сложное и неоднозначное слово "высоконравственный" объяснить не удосужились. А без него под это определение подпадает и скинхед (националист, неонацист и т.п.), который ответственный и за судьбу России очень даже беспокоится, и часто такие идеологие имеют национальные, исторические и духовные корни.

Не определены четко общественные институты, которые ответственны за процесс воспитания, явно выделена только семья и неявно образовательные учреждения. Слегка говорится "о воспитании в информационную эпоху", но каких либо особенностей, а тем более новых форм в Стратегии не видно. Не сформулированы негативные тенденции современности, которые нужно преодолевать в процессе воспитания. Нет четкого понимания, кого мы все-таки хотим увидеть в "конце процесса воспитания".

Отсутствует какая-либо система. Концепция перегружена сложными фразами и терминами, что создает видимый эффект научности.

Одним словом, нет теоретической картины процесса воспитания: КТО? ЧТО? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? и т.п.

Но нет и практических аспектов: КАК?

Чего стоит только название: Стратегии развития воспитания. Что под этим понимаается? Если воспитание - это деятельность, то чего предполагается развивать? Развитие "системы воспитания", "процесса воспитания (деятельности)" или термина "воспитание"? Кстати к последнему есть даже предпосылки в самой Стратегии: в конце 5-й страницы говорится о "совершенствовании содержания и условий воспитания". А также: "Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом." "Реализация стратегии предполагает качественные изменения в системе воспитания". Но вот что такое "система воспитания" в Стратегии умалчивается.

Есть и расхождения в терминалогии с основным для нас Законом об образовании в Кировской области. Например, по Закону "воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации" (ст.33). Тогда согласно Стратегии, занимаются воспитанием только садики и интернаты.

Конечно Стратегия (для меня - лучше Концепция) системы ВОСПИТАНИЯ нам очень нужна, но она должна быть рабочей, действенной. Она должна быть инструкцией (опорой) к действию - к воспитанию. Мы должны четко понимать: кого воспитывать и как воспитывать. Не абстрактные фразы, а четкая система: однозначная терминология - недвусмысленное описание всех используемых терминов, принципы, задачи, портрет (образ, идеал, ...) российского гражданина. Роль церкви и других общественных институтов. Нужно вскрыть проблемы и отрицательные аспекты современного общества. И многое, многое другое. Я не являюсь специалистом по воспитанию, но как практик, знаю, что это не просто и отписки и наукообразные рефераты чужих мыслей к правильной системе воспитания не приведут.

И не нужно врать. Дети очень хорошо чувствуют ложь. Нужно самим верить в то, чему мы учим.

 


Познакомиться с Проектом "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2015–2025)"