Самара - город на Волге

Россия
Самара
2015

У нас с женой уже стало традицией путешествовать летом по  различным российским городам. Мы уже побывали во всех самых крупных городах центра России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Набережных Челнах, Нижнем Новгороде. В этом году наш выбор пал на Самару и Пензу. Возможно выбор странный. Но это большие, красивые города, а главное, что мы не были в них, а новое всегда интересно.

Итак, наше путешествие началось в полночь с 3 на 4 августа 2015 года – мы выехали на поезде Киров–Кисловодск. Интересно, что данный поезд в Самару не идет, но благодаря техническим чудесам РЖД мы появляемся в Самаре утром (8.25) пятого августа. День прибытия был выбран неслучайно. Именно в этот день мы отмечали 26 лет нашей совместной жизни, поэтому это было  своеобразное свадебное путешествие, кстати, в духе настоящего, которое было 26 лет назад (тогда, в 1989 г., мы ездили на турбазу  в с.Вишкиль).

Самара. День первый.

Нас встречает самый высокий в Европе железнодорожный вокзал. Это действительно интересное футуристическое сооружение из стекла и бетона. Мы оставляем сумки в камере хранения (давно такого не видел - электронные ячейки, от 3 часов до суток за 180 руб.) и начинаем свою экскурсию по городу. Нам хотелось попасть на обзорную экскурсию, но, к сожалению, такие экскурсии проводятся в Самаре нечасто, поэтому мы решили путешествовать самостоятельно. При предварительной подготовке дома я нашел много вариантов различных маршрутов по Самаре. Но реальность внесла свои коррективы. На одной из карт, найденных в Интернете, значилась станция метро «Вокзальная», но жители про такую станцию еще не слышали. И мы, обозревая местный колорит, двинулись пешком к одной из главных достопримечательностей города – к музею «Самара космическая». Наш путь лежал по улице Агибалова мимо стадионов Локомотив и Буревестник, Губернского рынка, а также Никитинской площади, несанкционированной барахолки (в Кирове уже давно навели порядок с таким безобразием). Потом мы сели на трамвай и по проспекту Ленина добрались до музейно-выставочного центра «Самара-космическая», где среди зелени, газонов и цветов стоит настоящий ракетоноситель «Союз». Музей интересный: спускаемые капсулы, макеты ракет, настоящие реактивные двигатели, скафандры и многое другое. Действует две основные экспозиции «Самара космическая» и «Ожидание космоса» (для взрослых граждан – 100 рублей).

Потом мы отправились к ботаническому саду. Здесь меня интересовал не сам сад, а комплекс интересных фигур, которые были установлены Мегафоном в день своего юбилея по адресу  улица Московская дом 15. Здесь можно увидеть пусть не монументальные памятники, а образцы современного искусства, но все же заслуживающие внимания: Памятник телефону, не мобильному, обычному с диском, который давно уже многие забыли; Памятник интернетчику в виде обезьяны (задумчивая обезьяна, сидящая на мониторе компьютера, держащая в лапах клавиатуру); Слон (не знаю, что он символизирует); Памятник влюбленным в виде двух газелей, олицетворяющих счастье и любовь (не мог пропустить в день нашей свадьбы).

Самара – город большой, интересных мест много. Все успеть трудно и нам пришлось приостановить знакомство с городом и вернуться на вокзал за вещами. Далее наш путь лежал к месту проживания.

Гостиница «Welcome Inn» располагается в 30 минутах ходьбы от вокзала на пересечении улиц двух Толстых Льва и Алексея прямо у набережной Волги. Идем по исторической части Самары по ул.Л.Н.Толстого. Много впечатлений от города. По пути нам попалось большое количество старых деревянных и каменных особняков XIX века (а может и раньше). Но большинство из них находились в удручающем состоянии: рушащиеся фасады, накренившиеся балконы, отходящие от основных зданий веранды. Жалко смотрятся лачуги около крупных красивых новостроек.

Гостиница небольшая, но условия замечательные. Бронировали через booking.com. Персонал обходительный, вежливый. Номер большой, чистый, со всем необходимым (телевизор, фен и т.п.), бо-о-ольшая кровать... Близость реки и всех основных достопримечательностей города. Единственный минус и тот условный: легкий завтрак (2 йогурта, круасан, хлебцы, масло, джем, кофе или чай), но нам хватало))) Холодильника нет, но можно попросить положить в общий. Нет столика, но нам его прекрасно заменили тумбочки.

Немного отдохнули (душ, кондиционер) и отправились осматривать другую достопримечательность города – торговый комплекс Мега. Шопингом мы сильно не болеем, и рассматриваем посещение магазинов как элемент отдыха, разгрузки (никакого экономического смысла это не имеет).

Прошлись по набережной Волги. Одним из самых красивых мест в городе считается набережная, которая достигает в длину более пяти километров. Самарская набережная – одна из самых протяженных на всей Волге. В настоящее время ведутся работы по реставрации набережной и построек около нее. Пообедали в пиццерии: полноценный обед (не пицца), вкусно, не дорого. Далее дошли по набережной до Речного вокзала, где нас ждало очередное разочарование (Самара часто нас разочаровывала несоответствиями реальности и информации в интернете - информация часто была не актуальная). Остановку автобуса, который нас должен был довести до Меги, оказывается перенесли к 6 причалу и мы решили ехать на такси (время было дороже денег).

Мега находится далеко, на другом конце города (точнее за городом) – около 40 минут на такси (о транспорте в Самаре отдельно).

Магазин большой, но мы видели Меги и побольше. Ничего особенного... И ничего особенного в наших сумках не появилось, только небольшие подарки себе любимым и близким. Путь обратно на автолайне занял больше часа. Да еще и высадили непонятно где.

Но вот и подходит к концу первый день путешествия, и мы останавливаемся перевести дух, отдохнуть и поздравить друг друга с днем свадьбы. На вечер нас приютило грузинское кафе «Чито Грито» (пер.Тургенева, 4). Кафе, ресторанов и закусочных разных мастей в этом городе очень много, я бы сказал, что их плотность расположения в Самаре значительно превосходит другие известные мне города. В кафе мы были единственными (чтобы не пропустить торжественный момент я заказал столик и даже перезванивал, извиняясь, что мы задерживаемся). Меню национальным грузинским колоритом меня не впечатлило. Грузинские названия с традиционно русским (или интернациональным) рецептом, а то, что напоминало грузинскую кухню, нам не советовали заказывать. В итоге из грузинского мы заказали только вино и хачапури. Обратно пешком – небольшая прогулка по ночной Самаре.

День второй.

Пасмурное утро. Лёгкий завтрак, зонтик, полувер и мы направились на речной вокзал. Небольшой прогулочный корабль за 2,5 часа доставил нас по широкой русской реке Волге в одну из жемчужин Самарского края в село Ширяево. Село расположилось в Ширяевском овраге (буераке) между двух гор на правом берегу Волги в пределах Жигулёвского заповедника в широкой живописной долине у Жигулёвских гор. Это одно из самых интересных мест Самарской Луки. По обеим сторонам оврага к Волге спускаются две вершины: слева (если стоять лицом к Волге) – Попова гора, справа – Монастырская.  На берегу нас встречали ПАЗик и Газель с предложением экскурсии в Каменную Чашу – на святой источник святителя Николая. В интернете было указано о достаточно большом ассортименте туристических услуг в Ширяево: велотуры, джипы и конные прогулки. Мы с женой дома не могли выбрать вариант экскурсии, но реальность оказалась прозаичнее – и мы сели в Газель. За 350 рублей с человека двухчасовое путешествие в Жигулевские горы к крупнейшему роднику Самарской Луки – к Каменной Чаше (путь туда и обратно, и 30-40 минут на прогулку к источнику). На месте источника выстроена каменная часовня святителя Николая (говорят вместо сожженной вандалами деревянной). Есть специально оборудованные места, где я смог облиться тремя ведрами ледяной святой воды. Ощущение радости, перерождения, приобщения к чему-то великому и снова в путь.

Нас любезно высадили у местного музейного комплекса. Село известно тем, что здесь родились известный русский художник Илья Репин и неизвестный для меня поэт серебряного века Александр Ширяевец. В одном месте (странно, но факт) расположились три музея. Музейный комплекс образован из дома-музея Репина, дома-музея Ширяевца и усадьбы Вдовина. Интерьеры дворянского и крестьянского жилища, различный инвентарь и элементы быта, картины (в том числе оригинальные) Репина и местного художника дилетанта и многое другое. Музеи сильно не отличаются от  подобных музеев, но есть и особенности. Мы с женой задержались в комнате с известной картиной Репина «Бурлаки на Волге». Множество эскизов и фрагментов картины показывают творческий поиск художником нужных для холста типажей и характеров. Беглый осмотр экспозиции (время поджимало, чтобы выбраться на идущем обратно единственном пароходике) и большое желание пообедать приводят нас в домашнее кафе «У Антонины». Большие порции, вкусно, быстро, дешево... – всем советуем. На пути к пристани на нас пролился небольшой дождик, но это не испортило общего впечатления от путешествия.

На обратном пути погода порадовала солнышком, что позволило сделать неплохие снимки прибрежной Самары и её окрестностей. А после дождя над Волгой раскинулась шикарная двойная радуга. На набережной много достопримечательностей, до которых мы не добрались по суше: новые микрорайоны, стела "Ладья", посвященная 400-летию города и др.

После такой активной прогулки мы немного отдохнули и рискнули еще пройтись по местным достопримечательностям. Улица Фрунзе: Храм в честь иконы Божией Матери Державная, музей-усадьба Алексея Толстого с  маленькой скульптурой Буратино, грандиозный католический костел в традиционном готическом стиле Пресвятого Сердца Иисуса Римско-католической Церкви (ул.Фрунзе, 157а). По улице Шостаковича поворачиваем направо и попадаем на главную площадь города – Куйбышевскую. Здесь расположено здание Самарского академического театра оперы и балета. Далее по улице Чапаевской и Вилоновской выходим к территории Иверского женского монастыря. Открывается прекрасный вид на монастырские владения. Тут же рядом находится Жигулевский пивоваренный завод. Разворачиваемся к скверу Пушкина, где на наши глаза попадает памятник А. С. Пушкину, затем обходим красивое старинное здание Самарского академического театра драмы им. М. Горького и выходим к площади Чапаева и к монументу чапаевской дивизии (Скульптура была установлена в 1932 году в честь 15-летия Октябрьской революции).

В Самаре множество построек XIX – начала XX в., которые завораживают взгляд. На обратном пути (возвращаемся по улице Куйбышева) мы встречаем прекрасное старинное здание, в котором при советской власти находились различные детские учреждения, а сейчас располагается Детская картинная галерея. Тут же рядом прекрасные старинные здания, в которых располагается администрация городского округа Самара, причем администрация занимает не одно здание, и все они особо красивы вечером при эффектной подсветке.

День третий.

Предыдущий день оказался настолько сложным, что мы отдыхали в номере до расчетного часа (до 12 часов). А потом мы отвезли вещи в камеру хранения на вокзале и снова продолжили свое путешествие по городу. Мы вернулись к стенам Иверского женского монастыря. Прошли по территории монастыря, полюбовались его красотами и вышли на Волжский проспект. Здесь располагается Волжский пивзавод, гидроэлектростанция, здесь же имеется достаточно странный памятник – памятник отопительной батарее – бронзовая скульптура, изображающая расположенную на батарее кошку, была установлена к годовщине изобретения этого отопительного прибора (Волжский проспект, 8).

После мы на автобусе перебрались на улицу Ленинградская – это красивая пешеходная улица, местный Арбат. Здесь располагается большое количество кафе, магазинов, много зелени и цветов. Мы прошли до сквера Владимира Высоцкого, где среди ярких цветов располагается необычный памятник известному певцу.

Вот и подошло к концу наше путешествие, мы вышли на улицу Льва Николаевича Толстого. По пути на вокзал мы пообедали в кафе Богема – достаточно демократичное заведение, которое приятно порадовало нас хорошим выбором блюд и приятной непринужденной обстановкой.

Что нам еще не удалось посмотреть в Самаре:

Музей Бункер Сталина (г. Самара, ул. Фрунзе, д.167 Тел.: +7 (846) 333-3571).  К сожалению, музей работает не каждый день и на телефонный звонок мне ответили странной фразой: «Приходите на следующей неделе». Но оставаться в Самаре еще на неделю не входило в наши планы.

Простой кирпичный дом под номером 84 по улице имени летчика-испытателя Чкалова. Согласно слухам, именно тут в последний день 1956 года и произошло странное происшествие, которое называют «Каменная Зоя». Рассказывают, что девушка по имени Зоя окаменела, сжимая в руках икону Николая Угодника, и простояла так 128 дней без питья и еды. Это явление легло в сюжет известного художественного фильма режиссёра Александра Прошкина «Чудо». Но уже позже я узнал, что 12 мая 2014 года дом сгорел.

Самарская хоральная синагога на ул. Садовой, построена в мавританском стиле.

Дом-музей Фрунзе ул. Фрунзе, 114

Транспорт в Самаре.

В Самаре много автобусных маршрутов, маршруток, трамваев и конечно же такси. Билет на все виды общественного транспорта стоит 23 рубля (применяются и электронные билеты, но уменьшения стоимости я не увидел). На остановках практически отсутствуют указания маршрутов и время движения. Даже Google иногда ошибался в указании номеров автобусов при построении маршрутов, так что приходилось пользоваться единственно верным способом – «опрос горожан».

Дороги нормальные, но разметки в центре города я нигде не видел. Даже пешеходные зебры заметны только у тротуара.

Такси в городе много, но счетчиками они не пользуются. Если вы ловите машину на улице, то цена договорная – думаю, что доступная. В Мегу от Речного вокзала (более 25 км по пробкам) мы доехали за 500 руб. При заказе по телефону стоимость говорят сразу. Дорогой простой. При этом за простой водитель считает сам.

Не очень дорогой транспорт, правда не городской, это водный транспорт. Самый дорогой маршрут Самара – Зольное стоит 115 руб. на одного взрослого, а в Ширяево мы добирались всего 160 рублей на двоих.