Великий Устюг - музей православных соборов

Россия
Великий Устюг (Вологодская область)
2011

Великий Устюг. День первый...

В этом году я рискнул повторить «подвиг» прошлого года и провести 3 дня на нашем севере. В прошлом году мы, с другом и мамой, путешествовали на машине по Прилузскому району Коми, Лузскому и Подосиновскому районам Кировской области, по Кич-Городецкому и Никольскому районам Вологодской области. В этом году я решил посетить Великий Устюг. Основная цель моего визита – работа в местном архиве. Но и по рассказам город просто дышит стариной.
Добраться до Великого Устюга оказалось не совсем просто. Железная дорога до Устюга есть, но постоянного сообщения поездами нет. Только с конца ноября ездят туристические поезда (своеобразные чартеры). И вот я, наконец, собрался и приобрел билет на поезд Киров–Котлас.
7 ноября 2011 года в 04.25 я прибыл в Котлас. Прекрасное звездное небо и пустынный город. Нашел на привокзальной площади автобусную остановку. Первый автобус в 6.00. Но таксисты предложили добраться до Устюга за 250 руб. с человека (нас набралось четверо) и решил не ждать автобус, тем более что это быстрее. Дорога вполне приличная, правда местами была не вполне ровная (зато без ям и щелей), но это не мешало водителю ехать под 100–120 км/час. По пути встретилось несколько мостов. Правда тьма кромешная, и видно только то, что попадает в свет фар.  Вспомнил, что какой-то мост через Двину строили мои предки: двоюродный и родной братья бабушки. Но какой?
В 05.00 мы уже пересекали границу с Вологодской областью, а в 5.20 меня уже подвезли к гостинице. Не стал долго гулять по ночному городу, зашел в первую попавшуюся гостиницу – «Двина» и снял одноместный номер. Номер вполне приличный: двухспальная кровать, телевизор, холодильник, чайник и др. блага. Главное есть розетки для ноутбука, но плохо, что нет Wi-Fi. А подключение моего модема «МТС-коннект» сразу сожрало более 10 Мбайт на обновление чего-то)))  и связь пропала…
Ладно, день начинается… Пойду попью кофе и на работу…

В виду непредвиденных проблем с Интернетом (я уже думал, что доступ в Инет есть во всех цивилизованных гостиницах), я купил Вологодскую симку для безлимита и начал выкладывать свои впечатления...

И так, начнем с того, что поселился я прямо напротив «своей работы», т.е. архива, который расположился на противоположной стороне улицы Красная (где и находится моя гостиница) в Сретенско-Преображенской церкви (1730-е гг.), являющейся характерным образцом «устюжского барокко» (правда плохо представляю что это такое – слабо разбираюсь в стилях архитектуры, но изучать это не менее интересно).

Правда, рядом стоящая, церковь Спасо-Преображенская (1689-1696) выглядит более масштабно и торжественно. Последняя примечательна своими изразцами, которые мне напомнили изразцы Лальского Воскресенского собора. Полюбовавшись на  этот прекрасный ансамбль, а в Устюге видимо так и строили по 2-3 церкви сразу, я пошел искать архив. При этом я знал только адрес, а на церквях номер дома как правило не пишут…  Но мир не без добрых людей.
В архиве меня приняли очень радушно, правда немного обиделись, что я сам буду искать информацию, а не принес им еще одну работу, а ее видимо у них не мало… Но мне все объяснили, попросили заполнить кучу бумаг (целых 4 штуки), подождали когда я найду нужные мне дела и минут через 15 принесли их. Девушка бегала куда-то на улицу, видимо в другое здание, и принесла мне громадную кучу дел (а заказал я их для начала целых 10 штук). В общем, с 8.30 до 12.00, когда всех выгоняют на обед, я забылся и провалился в историю документов. А потом пошел искать, где пообедать. Пройдя с улицы Красная на Красный переулок, я обнаружил вполне сносную столовку ресторанного типа с интересным названием «Народное кафе «Романовское»». Большой ассортимент блюд, вполне неплохого качества и приятные на вид и на вкус, но, правда, все оказалось достаточно холодным.  Первое, второе, блинчики на закуску и компот, и всего за 112 руб.

А потом отправился гулять по городу. Весь город не обошел, но попытался. С переулка Красного много восстановленных особняков с остатками Гостинного двора, где  я свернул вправо на Советский проспект.  Прекрасные дома, а впереди приближается еще один церковный ансамбль во главе с Успенским собором.
На углу Советского проспекта и переулка Октябрьского  располагается городская резиденция Деда Мороза. А впереди, у собора памятник Семену Дежневу, а напротив Собора, на перекрестке Советского проспекта и ул. Красноармейской еще одно прекрасное белое здание, где в настоящее время разместилось управление образования.

Но наши взгляды притягивает большая группа церквей во главе с Успенским собором (1619-1659).  Это образ могущества древнего Устюга, один из крупнейших соборов Русского Севера. В соборе, говорят, сохранились прекрасные фрески и семиярусный иконостас, но мне это увидеть пока не удалось.

Но сначала на глаза попалась Благовещенская церковь с часами на шпиле. Кстати этот самый шпиль несколько неуместно разукрашен золотом странными узорами.  Да и видимо церкви сохранились в Устюге потому, что строить не хотелось, вот и не сломали))) Например, в Благовещенской церкви размещается городская библиотека (вывеску можно даже разглядеть на фотографии).

Обходим этот ансамбль, выходя на набережную Сухоны. Здесь еще расположились более поздние церкви: церковь Богоявления или Власьевская особых эмоций у меня не вызвала, точнее я ее даже не заметил; Собор Иоанна Устюжского (Праведного) (1656-1663) и Собор Прокопия Праведного, построенный в 1668 году в честь немецкого купца Прокопия, принявшего православие и ставшего в последствии блаженным и даже объявлен небесным покровителем Великого Устюга. Также к соборному дворищу примыкает Архиерейский дом, но это трудно даже понять, если не знаешь – здесь располагается тубдиспансер. Там должна быть еще Алексеевская церковь, но ее я не обнаружил)))

Когда вышел на набережную передо мной открылся прекрасный вид: замерзающая Сухона (ледяные торосы медленно, но мощно продвигаются по реке), на противоположном берегу ансамбль Троицкого собора (разглядеть по-хорошему не удалось).

Но и на этом берегу куда не посмотришь церкви: поворачиваю голову направо – Ильинская церковь (решил пока не подходить близко), а с левой стороны – видны кресты Никольской церкви. Вот туда я и двинулся. По пути город меня порадовал еще прекрасными образцами гражданской архитектуры.  Например, еще одной «визитной карточкой» Устюга является особняк купца Усова (охраняется государством), который в настоящее время занят Великоустюгским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

Вот она и Никольская церковь со своей колокольней.  Церковь построена в 18 веке в стиле «устюжского барокко», но мне сильно напоминает другие церкви, которые я видел в Коми и Лузском районе (кстати это тоже Устюжский уезд в прошлом так что все совпадает). Сейчас в церкви располагается музей народных промыслов. Но ходить по музеям у меня пока нет времени, может быть в среду, а может при следующем посещении города)))

Вблизи церкви располагается площадь Ленина, которую, естественно, украшает достаточно симпатичный памятник Ильичу. А мы продолжаем двигаться по городу и опять идем по Советскому проспекту. И еще несколько красивейших домов.
После сытного обеда и послеобеденной прогулки-экскурсии снова в архив. И снова удается найти знакомые фамилии своих предков и далеких родственников. Вот в метрической книге расписался Никандр Малиновский, мой прапрадед, а вот в анализе работы учителей встречается Малиновский Василий Никандрович, мой прадед. Сколько еще неоткрытого…
После работы снова прогулка по городу.  Вечерний Устюг менее красив, из-за отсутствия иллюминации крупных городов, но что поражает: в этом относительно мизерном городке (30 тыс. население), с не очень высоким уровнем жизни по городу разъезжает куча красивых и недешевых машин. Я бы сказал, что движение достаточно активное, хотя пробок и не наблюдается. Правда, интенсивное движение я видел только на одной центральной улице – Красной.

Великий Устюг. День второй...

Вчера лег в час. Утро далось трудно. Но вставать нужно. Архив работает с 8.30...
После завтрака выбегаю на улицу и попадаю действительно в царство деда мороза - на улице валит снег. Кстати снег валил целый день и прилично завалил все улицы, а вечером на дорогах был сплошной гололед, хотя к пробкам это не привело)))
И так архив... Буквально сразу же день начался с открытий. Поездка оказалась не бесполезной. Вот случайно попадаются данные на Петра Образцова брата моего прапрадеда, потом еще один его брат - Александр. Я предполагал, что они братья, но доказательств не было. А вот и мой прапрадед Никандр Малиновский. Единственно плохо - не дают копировать и даже фотографировать, так что исписал 2 ручки. А рука вдруг забыла как пишутся русские буквы...
Снова выгнали на обед и я пошел к соседнему Михайло-Архангельскому монастырю.Collapse )

Здесь целый комплекс церквей. Часть из них полуразвалившиеся, часть сохранились хорошо. За прекрасными воротами видим Владимирскую Надвратную церковь, построенную в 1682 г. Правда не понятно, какой смысл она имела, но похоже действительно на врата, украшенные фресками. В этой церкви располагается библиотека.

За ней сбоку маленькая аккуратненькая церковь Преполовения Пятидесятницы, возведенная в 1710 году над местом погребения основателя обители преподобного Киприана (по сведениям летописца, он был построен монахом Киприяном в 1212 году.

А за ними грациозно возвышается Собор Архистратига Михаила Архангела - центральный собор монастыря.
Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653–1656 годах. С его возведением в Устюге появился не встречавшийся ранее тип пятиглавого, четырехстолпного, поднятого на подклет храма с двумя симметричными приделами, окруженного с трех сторон галереями, с колокольней на северо-западном углу. Внешний облик собора отличается строгостью и простотой, лаконизмом декоративного убранства.
Хотя мне так не показалось: грандиозность, сила, мощь и, главное, "дух старины".

Есть и еще одна церковь, но видимо лишенная своих куполов. Это Церковь во имя Введения во храм Божией Матери с трапезной палатой. Но вид неприглядный. От былой роскоши как внешней, так и внутренней уже ничего не осталось. Говорят, что был трехярусный позолоченный иконостас. Сейчас в это с трудом верится. Церковь соединяется с собором крытым переходом. Мне, кстати, вспомнился фильм "Иван Васильевич меняет профессию".

Церковь Всехсвятскую или Всех Святых я не смог отождествить. А еще на территории монастыря есть две часовни. Их вы сможете рассмотреть, если внимательно рассмотрите фотографию входа (ворот) в монастырь.
Кстати тут же во дворе размещается и какое-то училище))) А еще... здесь стоит танк!!!

А дальше - старинная, историческая часть Устюга - это совершенно разные, но все красивые, своеобразные, памятники истории и культуры...

Кстати вечером моя экскурсия продолжилась. Но для фотографий время уже неудачное. Хотя не сфотографировать эти красоты я не смог. Еще несколько церквей. Правда это не все церкви Устюга, у меня просто не хватило времени.
Вот Церковь Вознесения, 17 век. На мой взгляд, самая красивая церковь Устюга, но уже разваливается - один купал свалился (это можно увидеть и на фото).

На городище, за валами - церковь Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Близко подойти не смог. Но не поразила. Невзрачна...

А на другом берегу оврага две церкви Жен Мироносиц (18 век). Одна просто уже развалилась. Вторая еще держится. Там расположился Музей новогодней игрушки.

Великий Устюг в цифрах.

Гостиница: номер, если ехать одному по стоимости на человека без разницы, что одноместный, что двухместный.
Прекрасный одноместный номер с завтраком, в номере телевизор, холодильник, двухспальная кровать, чайник и т.п. - 1000-1300 р. можно конечно и дороже. Если искать с меньшим комфортом можно найти и дешевле.
Гостиницы в самом историческом центре: Двина, Сухона, немного подальше - Великий Устюг, есть и еще несколько небольших частных гостиниц.
Обед:
Кафе народное Романов, пер.Красный (суп вермишелевый, бифштекс с макаронами, блинчики с яйцом, компот - 120 руб.), плюсы - большой ассортимент, прекрасный интерьер, чисто, красиво, удобно; минусы - еда разогревается, не готовится.
Кафешка на проспекте Советском Интерьер типа советской столовой, в общем-то это столовая и есть, в лучшем смысле этого слова, вкусная, свежая пища, ассортимент, конечно меньше (щи, бифштекс с жареной картошкой, сок томатный - 100 р.)
Есть и более дорогие и комфортабельные учреждения.

Транспорт.
Автобус. В городе существует где-то 5 маршрутов. Стоимость проезда - 14 руб. С автовокзала в исторический центр идет автобус 1-го маршрута. Хотя город не большой и можно (даже нужно) гулять пешком, если позволяет время.
От Котласа до Устюга на такси (при условии полной машины) я добрался за 250 руб.
От Устюга до Котласа удалось поймать машину за 200 руб.
Сувениры:
большой выбор сувенирной продукции в городской резиденции деда Мороза, особенно с изображением Деда Мороза.
магнитики можно приобрести и в киоске на автовокзале (выбор не маленький) и в других киосках. от 40 до 150 руб.
Про архив.
Режим работы читального зала архива: с 8ч 30 мин-12ч 00 мин, с 13ч 00 мин-16ч30 мин.
стоимость 1 дела за период до 1917 г. - 36руб 44 коп.
Дела не выдают только в плохую погоду, а так архивариусы очень добродушные и внимательные девушки.